Контакты
Санкт-Петербург
+7 (812) 635 87 08 office@n-wrc.ru
Заказать звонок

Наступит ли в косметологии «Медный век»?

Напоминаем, что в нашей компании вы можете купить сульфат меди (медный купорос) оптом

Хозяйка Медной горы

Римляне называли медь cyprium aes — «металл с Кипра». В позднелатинском cyprium перешло в cuprum. На Кипре медь добывается более 4 тысяч лет. Развитие человечества после бронзового века было во многом обусловлено способностью людей находить руду и выплавлять из нее металлы, искусством их обработки и превращения во всевозможные изделия.
Более того, металлургия оказала поистине революционное влияние на мировоззрение наших предков, ибо, соприкоснувшись с металлами, человек впервые приоткрыл завесу доселе неведомой ему тайны. Он осознал, что неживая природа способна кардинально менять свою суть и облик: из зеленого хрупкого камня под действием огня возникало тяжелое вещество красного цвета — медь, самородки которого в природе встречаются очень редко. Все это порождало мысли о существовании неподвластных человеку сверхъестественных и могучих сил, которым подчинены неисчерпаемые, но скрытые от глаз подземные богатства, а также стихия огня. И только избранные обладали даром вступать в контакт с таинственными сущностями и пользовались их расположением. Секреты выплавки и обработки металлов строго охранялись от чужих глаз обособленными кланами умельцев, колдунов, шаманов (Черных Е., 2006).
Первым металлом, с которым познакомились люди, была именно медь. Произошло это около 10 тысяч лет назад в юго-восточной Анатолии. Археологи нашли очень древнее поселение докерамического неолита — Чайоню Тепеси, которое поразило их неожиданной сложностью каменной архитектуры. Среди руин было обнаружено около сотни мелких кусочков меди, а также множество осколков медного минерала — малахита, некоторые из которых были обработаны в виде бусин.
Почти столь же давнюю историю имеет применение меди в косметике! Египетская царица Нефертити (нефер означает «прекрасная») в совершенстве владела искусством макияжа. Особенно выразительными получались глаза, которые она подчеркивала зеленым и черным цветом. Черный краситель получали из галенита (сульфида свинца), а зеленый — из малахита, представляющего собой основной карбонат меди. Впрочем, малахитовые копи начали разрабатываться в Египте за 4 тысячи лет до н.э. Его использовали для приготовления косметических и глазных мазей. Среди товаров, с которыми ездили по свету в те далекие времена александрийские купцы, большой популярностью пользовалась «медная зелень» — толченый малахит. С помощью этой краски модницы рисовали зеленые круги под глазами — тогда это считалось проявлением хорошего вкуса, и появлялась возможность подражать самой Нефертити.
Медь и бронза (медный сплав) были известны не только египтянам, но и индусам, китайцам, ассирийцам, римлянам, грекам. Гомер описывает в «Илиаде», как античный бог-кузнец Гефест выковывает из меди победный щит Ахиллу — герою Троянской войны: «Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул…».
На Руси хранительницей секретов малахита была Хозяйка Медной горы. Так и называли ее иногда — Малахитница. Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелеными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой-кокошником, украшенной малахитом и драгоценными камнями. Ее чертоги также были украшены малахитом, а еще — алмазами и цветами из медных самородков. Такой нам ее представляют народные сказания, такой описал Хозяйку Павел Петрович Бажов.

Металлический «вкус» жизни

Содержание меди в земной коре сравнительно невелико — всего 0,007%, что в 600 раз меньше, чем железа. Однако значение этого металла для всех живых организмов переоценить сложно.
При отсутствии или недостатке меди в растительных тканях уменьшается содержание хлорофилла, листья желтеют, растение перестает плодоносить и может погибнуть. Не случайно, медный купорос широко применяют в сельском хозяйстве.

В организме позвоночных животных значительные количества меди присутствуют в печени (0,004 мг/кг) и крови (0,001 мг/л). Некоторые моллюски и ракообразные имеют в гемолимфе кислородпереносящий белок — гемоцианин и кровь этих животных содержит 0,15-0,26% меди.
Польские ученые установили, что в тех водоемах, где присутствует медь, карпы отличаются особо крупными размерами. В прудах или озерах, где меди нет, быстро развивается грибок, который поражает рыб. Если карпов присутствие меди «радует», то более серьезные обитатели подводного мира — акулы — терпеть не могут этот элемент, точнее его соединение с серой — сульфат. Широкие эксперименты по проверке этого «антиакульего» препарата были проведены в США в начале Второй мировой войны, когда от торпед и бомб тонуло немало кораблей, и нужда в надежном средстве защиты от акул была особенно велика.
В организме человека меди содержится около 70-120 мг, и она входит в тройку самых распространенных металлов, располагаясь после железа и цинка. Медь необходима для обеспечения нормального роста, развития и функционирования живых организмов, поскольку принимает участие в ряде жизненно-важных ферментативных процессов. Некоторые ферменты и их функции перечислены в таблице 1.

Рекомендуемое потребление меди с пищей для здоровых взрослых людей составляет от 1,5 до 3 мг в день. Незначительная часть ее поступает с воздухом, основная – с пищей и водой (аппаратура и трубы для водоснабжения обычно содержат медь).

Медью богаты следующие продукты: печень и мясо, морская и речная рыба, морепродукты, крупы (перловая, гречневая, овсяная), картофель, укроп, черная смородина, малина, клюква, абрикосы, крыжовник, груши, клубника, орехи. Среди лекарственных растений высокое содержание этого металла отмечается в лапчатке, сушенице, марене, чайном кусте.

Всасывание меди происходит в тонком кишечнике путем активного транспорта в энтероциты. Больше всего меди содержится в печени (30% от общего количества) и головном мозге (30%), остальная часть равномерно распределена по органам и тканям, более всего – в костях и мышцах. Уровень меди в крови меняется на протяжении суток: максимум отмечается в полдень, минимум – в полночь. В крови женщин уровень меди выше, чем у мужчин, причем с возрастом эта тенденция усугубляется. Значительно повышается содержание меди в крови при беременности, на фоне приема гормональных контрацептивов, при хроническом воспалении. Выделяется медь преимущественно с желчью (Л.И. Королева-Мунц).
Повышение уровня меди в крови наблюдается при базедовой болезни, инфекционных заболеваниях, циррозе печени. Избыток меди, как правило, сопряжен с дефицитом цинка и молибдена. Неорганические соли меди обладают токсическими свойствами: при попадании в организм в ничтожной концентрации вызывают агглютинацию (склеивание) и гемолиз (разрушение) эритроцитов. Вдыхание медной пыли или паров с соединениями меди приводит к развитию «медной лихорадки» с сильным ознобом, высокой температурой, проливным потом и судорогами в икроножных мышцах.
При длительном использовании (более 3 лет) медьсодержащих внутриматочных контрацептивов возможна миграция меди, приводящая к увеличению ее содержания в различных биосредах. В волосах женщин, использовавших медьсодержащую ВМС, отмечается достоверное повышение концентрации меди в 5 раз. При этом практически в 2 раза снижалась концентрации железа в цельной крови. На этом фоне значительно повышается риск развития анемии (Герасимова Л.И. и др.).
Однако многочисленными исследованиями показано, что в среднем ежедневное потребление меди составляет только 1 мг и даже меньше. Абсорбция меди в кишечнике может быть снижена в присутствии большого количества аскорбиновой кислоты, а также при потреблении волокнистой пищи. Таким образом, нам грозит не отравление, а субклинический дефицит меди, который гораздо более распространен, чем это считалось до сих пор.

Предполагается, что дефицит меди играет определенную роль в развитии многих дегенеративных заболеваний, он может вызвать нарушение сердечного ритма, гиперлипидемию, тромбоэмболию и разрыв стенки сосуда (Gissen A.S.,1996). Обращает на себя внимание тот факт, что перечисленные заболевания сердечно-сосудистой системы являются типичными «болезнями цивилизации», ускоряющими инволюционные изменения в организме и сокращающими среднюю продолжительность жизни примерно на 15 лет.
Более детально эта проблема рассматривается в работах Leslie Klevay, которая на основании многочисленных фактов предложила рассматривать типичный для европейцев дефицит меди как причину ишемической болезни сердца и атеросклероза. Согласно ее гипотезе на фоне медной недостаточности снижается активность метионинсинтазы и параоксаназы – ферментов, инактивирующих гомоцистеин и один из наиболее агрессивных метаболитов — тиолактон гомоцистеина. В норме эти соединения живут в организме очень короткое время: с помощью ферментов из них образуются безопасные производные. Повышение уровня гомоцистеина и его тиолактона в крови приводит к поражению стенки артерий. Если поражаются коронарные артерии сердца, то возникает коронаросклероз, от которого страдает сердечная мышца и может развиться инфаркт миокарда. Поражение сосудов головного мозга может привести к инсульту. Атеросклеротические повреждения сосудов кожи приводят к нарушению ее трофики и прогрессивным инволюционным изменениям.
Высокие концентрации гомоцистеина «осложняют» работу другого медьсодержащего фермента — супероксиддисмутазы, которая играет ключевую роль в защите тканей от повреждения активными формами кислорода. Но, вероятно, одним из наиболее опасных последствий повышения уровня тиолактона гомоцистеина является ингибирование фермента лизилоксидазы (тоже содержащей медь), которая катализирует превращение лизина (аминокислоты в составе коллагена и эластина) в его альдегидную форму — аллизин. Образующиеся альдегидные группы вступают во взаимодействие со свободными аминогруппами другой полипептидной цепочки с образованием оснований Шиффа – мостиков, скрепляющих молекулы. Благодаря таким сшивкам формируются прочные коллагеновые фибриллы и упругие эластические волокна. Важно отметить, что процесс старения сопровождается как нарушениями в формировании полноценных волокон коллагена, что особенно отчетливо проявляется при остеопорозе, так и прогрессирующей инволюцией эластических волокон, в следствие чего утрачивают свою эластичность кровеносные сосуды, бронхиолы и альвеолы, а также кожа.
Таким образом, дефицит меди, даже скрытый, субклинический вполне может стать причиной «ускоренного старения» эластических волокон, и, следовательно, сердечно-сосудистой системы, легких, кожи. В настоящее время уже подтверждено, что медь играет важную роль в защите организма от остеопороза и даже онкологических заболеваний. Низкий уровень меди в крови отмечается при гипотиреозе.

Многие народы приписывают меди целебные свойства. Непальцы, например, считают медь священным металлом, который способствует сосредоточению мыслей, улучшает пищеварение и лечит желудочно-кишечные заболевания: больным дают пить воду из стакана, в котором лежат несколько медных монеток. Один из самых больших и красивых непальских храмов носит название «Медный». В Египте и Сирии по сей день сохранился обычай надевать медные кольца на руки и ноги грудному младену и не снимать их до тех пор, пока у него не прорежутся зубки. Народная медицина советует использовать медь при переломах: после снятия гипса медные диски фиксируют повязкой на больном месте. Это, по мнению народных целителей, способствует лучшему сращиванию костей, предупреждает воспалительные процессы и снимает боль. При гипертонии, головных болях, а также для повышения общего тонуса рекомендуется носить медные браслеты.
В середине XIX века специалисты Парижской академии наук обратили внимание на загадочный факт: рабочие медно-литейных заводов во время вспышек холеры, как правило, оставались здоровыми. Дальнейшие исследования привели к удивительным открытиям: служащие медных предприятий обладали стойким иммунитетом к инфекционным заболеваниям благодаря высокому содержанию в крови гемоглобина и эритроцитов. И это тоже благодаря меди!
Пришло осознание ключевой роли дефицита меди в проявлении многих заболеваний лиц старших возрастных групп, поэтому отсутствие общепринятых лабораторных критериев выявления субклинического дефицита этого элемента стало актуальной проблемой современной диетологии. Об этом красноречиво говорит название опубликованной в августе 2007 года статьи: «Насколько реальны и надежны биомаркеры определения статуса меди в организме?» (Br J N utr. 2007 Aug.).

Выявление дефицита этого металла осложняется тем, что при нем может не снижаться уровень связанных с медью ферментов, однако значительно уменьшается их активность. Это справедливо для лизилоксидазы, активность которой уменьшается более чем на 50%.

Медь и кожа

Косметологам и пластическим хирургам стоит обратить внимание на то, что дефицит меди осложняет заживление ран и существенно снижает репаративный потенциал тканей. Нормальное заживление ран протекает в несколько этапов. Сразу после повреждения ограничивается кровоснабжение травмированной области, при этом происходит миграция нейтрофилов, которые секретируют в рану радикалы супероксида и перекись водорода, убивающие бактерий, подобно тому, как мы проводим дезинфекцию той же перекисью водорода. Нейтрофилы также вызывают общую воспалительную реакцию. На втором этапе заживления продукция супероксида и воспалительная реакция угнетаются, а в место повреждения мигрируют макрофаги, устраняющие остатки поврежденных тканей и прокладывающие путь для тучных клеток и моноцитов, секретирующих ангиогенные факторы, которые стимулируют рост новых сосудов. (В плохо заживающих ранах процессы на этом этапе обычно ослаблены, и кровеносные сосуды недостаточно густо пронизывают заживающую рану). После восстановления работы капилляров и новой сети кровеносных сосудов начинается третий этап, сопровождающийся разрастанием грануляционной соединительной ткани, активным синтезом коллагена, гликозаминогликанов и других компонентов внеклеточного матрикса.

Автор:

к.б.н. Анатолий Иванович Деев

Источник: www.medizator.ru

Напоминаем, что в нашей компании вы можете купить сульфат меди (медный купорос) оптом

Наверх